На сайті chess-news.ru опубліковано цікаве інтерв'ю бронзової призерки Чемпіонату Європи Юдит Полгар. Запитання ставив Євген Суров
Матеріал подається мовою оригіналу
Е.СУРОВ: Вы слушаете Chess-News, меня зовут Евгений Суров, и вместе со мной на связи великолепная Юдит Полгар, бронзовый призер недавнего чемпионата Европы. Здравствуйте, Юдит.
Ю.ПОЛГАР: Здравствуйте.
Е.СУРОВ: Примите, пожалуйста, мои поздравления – даже не столько с бронзовой медалью, сколько с блестящей, на мой взгляд, игрой, которую вы показали на этом турнире.
Ю.ПОЛГАР: Спасибо.
Е.СУРОВ: Как вы сами оцениваете свое выступление? Вернее, спрошу так: вы ехали на этот чемпионат Европы во Францию с какими амбициями?
Ю.ПОЛГАР: В принципе, амбиция была отобраться в Кубок мира, который пройдет в Ханты-Мансийске в августе. При этом хотела хорошо сыграть, а дальше, думала, увидим, как будет. Получилось очень хорошо. Несколько партий я играла прекрасно, особенно с седьмого по десятый туры. Например, удалось выиграть несколько красивых эндшпилей. И я была очень довольна своей игрой.
Е.СУРОВ: Судя по тому, что вы сказали, что вашей главной целью было отобраться на Кубок мира, видимо, этим и можно объяснить то, что в последнем туре вы не стали бороться за первое место с Поткиным?
Ю.ПОЛГАР: Да, в последнем туре всегда тяжело, когда раздумываешь, что сделать, как играть. Зависит еще от того, хватает ли энергии. Перед этим я выиграла четыре партии подряд, и для последнего тура не осталось много энергии. Я не знала точно, как играть на выигрыш в таких условиях, бороться 4-5 часов. При этом я видела, что Поткин находился в очень хорошей форме. Когда кто-то хотел выиграть против него – например, в десятом туре Джобава очень хотел выиграть, но получил плохо и проиграл очень красиво. Так что, я чувствовала, что, возможно, это не тот турнир, когда против Поткина можно резко играть на выигрыш. Может быть, десять лет назад я и играла бы на выигрыш. Но сейчас я понимала, что турнир для меня сложился хорошо, и если играть черными на выигрыш, то борьба в любом случае будет очень долгой. А проиграть точно не хотелось. И как-то я чувствовала, что в сложившихся обстоятельствах ничья – хороший результат. А уж по окончании турнира будет видно, достаточен ли он для второго или третьего места. Я очень довольна была тем, как играла партии, и поэтому мне казалось, что такой результат можно признать хорошим.
Е.СУРОВ: Вы сказали о том, что десять лет назад, может быть, стали бы играть на выигрыш последнюю партию.
Ю.ПОЛГАР: Может быть!
Е.СУРОВ: Значит ли это, что с течением времени – вот прошло уже десять лет или больше даже – вы стали каким-то таким более мудрым, что ли, игроком или как-то повзрослели?
Ю.ПОЛГАР: Нет, я думаю, что опыт очень важен в жизни как моей, так и других шахматистов. Я уже больше задумываюсь о том, как будет дальше. Когда я была молодой – 16-18-20 лет, - тогда не думала много о том, как буду чувствовать себя, если что-то не получится. А теперь задумываюсь: что можно проиграть и что выиграть в последнем туре. Конечно, если бы я выиграла, это была бы фантастика и для меня, и для прессы, и так далее. Но я чувствовала, что в соответствии с тем, как я играла в последнее время, для меня достаточно того, что я выиграла до этого четыре партии подряд в хорошем стиле. И думала, что в последнем туре не надо рисковать. Просто опыт. Может быть, это хорошо, но иногда, конечно, это может сказаться и отрицательно.
Е.СУРОВ: Скажите, Юдит, ваши сестры тоже знаменитые шахматистки, но сейчас уже не играют в шахматы. По крайней мере, в сильных турнирах мы их не видим. А вы родили двоих детей, являетесь мамой, наверное, у вас в жизни много других забот, и тем не менее, не только играете в шахматы, но и, как видим, практически вернулись на свой прежний уровень. Почему? Зачем вам это нужно?
Ю.ПОЛГАР: Я думаю, потому, что я люблю шахматы. Люблю шахматы, люблю играть. Конечно, в 2007-м, 2008-м и чуть-чуть в 2009-м году я, может быть, не так сильно любила, потому что получилось так, что я начала плохо играть. Качество партий было низким, и результаты были плохими. После этого, конечно, тяжело много играть. Но потом дети чуть подросли – младшей Анне сейчас 4.5 года, Оливеру 6.5. Анна пойдет в садик, а Оливер в сентябре пойдет в школу. И как-то я стала больше работать последние полтора года. Начала с подготовки к Кубку мира, где мне удалось выиграть интересную партию против Гельфанда. И в дальнейшем мне хотелось больше играть. Может быть, это незаметно, потому что я не выступаю во многих турнирах. Но зато когда выступаю, чувствую себя голодной до игры.
Е.СУРОВ: А вам не обидно, что вас сейчас не приглашают в элитные круговые турниры?
Ю.ПОЛГАР: В принципе, это жизнь. Я поняла очень быстро, что это так. Когда не имеешь большого рейтинга, так получается. Если каждый день не работаешь, то только потому, что я женщина и играю лучше, чем другие женщины, меня не пригласят. Такова жизнь. Не скажу, что это приятно, но я смирилась с этим и играю, где могу. Посмотрим, может быть, будут еще турниры. Но я также думаю о том, чтобы заниматься и другими делами – не только играть в турнирах. Может быть, буду писать книгу, сделаю несколько дел для школы или детского сада. Я уже написала одну маленькую книжечку с Софией. То есть, буду заниматься делами, связанными с шахматами.
Е.СУРОВ: А книжки для детей – тоже на шахматную тему, да?
Ю.ПОЛГАР: Да, конечно. Будет интересно.
Е.СУРОВ: Скажите, Юдит, вы в свое время обыгрывали шахматистов любого уровня, в том числе, и Каспарова, и Карпова. Мне просто интересно чисто по-человечески: что ощущает женщина, которая обыграла Каспарова или Карпова? Что вы тогда ощущали? Можете это передать словами?
Ю.ПОЛГАР: Я думаю, не совсем правильно говорить «как женщина». Когда я играла с ними, я была уже хорошим игроком. Я была очень маленькая, когда смотрела партии Карпова и Каспарова в 80-х годах. Конечно, в тот момент я думала, что никогда не смогу играть с ними. Да, это было очень хорошее чувство, когда я выиграла, например, в Венгрии у Карпова матч по быстрым шахматам 5-3. И, конечно, была очень довольна, когда выиграла у Каспарова в Москве в рапиде. Но для меня намного более памятны две партии с ним в Линаресе-2001. Черными я играла то, что он сам играл – Найдорфа, вариант с 6.Be3 Ng4, - и сделала ничью. А белыми получила плохо, пожертвовала фигуру, но Каспаров чувствовал себя нехорошо и пошел на ничью. Например, в моей в памяти эти две партии отложились намного прочнее. Ну, конечно, выиграть всегда приятно, а против тех, кто является легендами – особенно.
Е.СУРОВ: Хорошо, у меня последний вопрос к вам. Вы всю жизнь играете только в мужских турнирах. А вам не хотелось разок взять, выступить в каком-нибудь сильном женском турнире (например, в чемпионате мира или каком-нибудь таком, где играли бы сильнейшие шахматистки) и показать всем, кто есть кто?
Ю.ПОЛГАР: В принципе, я всегда любила бросать вызов. Мои родители меня так воспитали. И как-то я не очень думала о том, чтобы играть с женщинами. Когда я выступала во многих мужских турнирах, это было нормально для меня. Ясно, что в последние 5-10 лет несколько женщин тоже очень серьезно работают, имеют хороших тренеров – как Костенюк, Косинцевы, Хоу Ифань, Конеру… Так что, уже есть несколько очень хороших игроков, о которых можно сказать, что они профессионалы. Не знаю, может быть, через несколько лет буду играть. Пока у меня нет таких намерений.
Е.СУРОВ: Но вы не исключаете такой возможности, да?
Ю.ПОЛГАР: В жизни я ничего не исключаю. Не могу сказать, что никогда не буду, потому что я уже вижу хороших игроков, которые серьезно работают.
Е.СУРОВ: То есть, видите уже достойных соперниц?
Ю.ПОЛГАР: Да, там уже есть Хоу Ифань, Конеру, еще несколько.
Е.СУРОВ: Большое спасибо вам, Юдит. Я благодарю, что уделили время, и желаю вам не останавливаться на этом, продолжать свое восхождение вверх.
Ю.ПОЛГАР: Спасибо большое.
Немає коментарів:
Дописати коментар