КС - конференція з Русланом Пономарьовим


На сайті Сrestbook.com опублікована перша частина відповідей екс-чемпіона світу ФІДЕ Руслана Пономарьова на питання, задані в рамках проекту 'КС-конференції'. Перша частина складається з чотирьох частин: 1.Шахи; 2. Кар'єра; 3. Шахісти; 4. Шахова політика;

Матеріал подається мовою оригіналу.

1. Шахматы

- Что же все-таки нынешние шахматы - спорт, наука, искусство или что-то ещё?

Для меня шахматы, в первую очередь, это спорт. Я знаю людей, которые используют шахматы для научных исследований. Шахматы в чистом виде, как искусство, мне довольно трудно представить. Но образ шахмат можно нередко увидеть в рекламе. Ну а рекламный ролик можно подвести под «современное искусство»

Jazzman: Руслан, как Вы считаете, все-таки в шахматах есть элемент удачи? Если да, то какой? 

Я не очень понимаю, что Вы имеете в виду, используя термин «удача». Мне кажется, что всё в жизни происходит закономерно, и шахматы не исключение. Другое дело, что не всегда всё удаётся объяснить логически. Почему, например, один шахматист в выигранной позиции зевает фигуру? Или почему блондин постоянно обыгрывает брюнета?  И такой элемент, как неизвестность и непредсказуемость, в шахматах существует. И это очень интересно!

Versus Aronian


2. Карьера

vasa: Кто научил вас играть в шахматы?
Harish Srinivasan:  Я прочитал, что отец научил Вас играть в шахматы в пятилетнем возрасте, а в 9 лет Вы уже имели первый разряд. Что впечатляет. В связи с этим – вопросы:
 - Чем Вас привлекли шахматы в столь юном возрасте? 


С шахматами меня познакомил отец, когда мне было около шести лет. Но не скажу, что я так сразу стал заниматься и изучать шахматы. Скорее это было поначалу лишь новое увлечение, игра.

В детстве я очень любил играть в солдатиков, собирал даже разные военные фигурки «римлян», «индейцев». А тут шахматы! Тоже фигурки, есть ещё шахматное поле и свои правила. Что-то новое и намного увлекательнее!

- Был ли Ваш отец Вашим единственным тренером в те четыре года?

Отец никогда не был моим тренером, и даже в дальнейшем мои родители никогда не ездили со мной на шахматные соревнования. Но папе шахматы нравились: он выписывал различные шахматные журналы («Шахматы в СССР», «Рижские шахматы»), покупал книги - хотя до сих пор не имеет никакого рейтинга и шахматного разряда.

Он старался меня всячески поощрять к самообучению. Помню, например, было лето и в сентябре мне предстояло пойти первый раз в школу. Я ещё не знал алфавит русского языка, его предстояло как раз изучать по школьной программе в первом классе. Но мы с отцом заключили, как модно сейчас говорить, a deal. За лето я выучил весь алфавит, а он мне за это купил детскую железную дорогу  При этом изучать отцовские шахматные журналы и книги меня уговаривать не приходилось. Как я при этом разбирался в шахматной нотации — ума не приложу! Мы с отцом часто играли «лёгкие» партии: поражения я воспринимал достаточно болезненно. Но, видимо, детская психика так устроена, что негативные моменты быстро забываются.

- Сколько «рейтинговых» турнирных партий Вы в то время играли (в месяц, в среднем)? Как Вы переносили поражения?
- Существовал ли четкий план занятий и если да, то насколько интенсивными они были (сколько часов в неделю)? 


Потом сидеть дома и играть только с отцом стало не очень интересно. Волею случая моя учительница, когда я был во втором классе, записала меня в шахматный кружок. Так моим первым тренером стал Шмыков Александр Евгеньевич. У меня появилась возможность играть с другими ребятами: некоторых, которые были даже старше меня, мне удавалось обыгрывать. Александр Евгеньевич стал заниматься со мной уже больше индивидуально. Помню, разбирали партии старых мастеров: Морфи, Андерсена, а также много смотрели окончания.

В 9 лет я стал чемпионом области до 12 лет. Но на чемпионате Украины было уже не всё так гладко: я набрал 6 очков из 9 и на Европу или Мир не отобрался. Однако, в области меня заметили. В 10 лет я переехал из Горловки в Краматорск и стал жить и заниматься в семье своих однофамильцев Пономарёвых с которыми и дорос до титула самого молодого Чемпиона Мира в истории шахмат. Но это уже другая и более длинная история

- У вас когда-либо было такое ощущение во время партии: " Я гений"?

Честно говоря, во время партии, стараешься концентрироваться на самой игре, а не забивать голову постороними мыслями. А вот во время домашнего анализа, когда что-то интересное, хочется порой воскликнуть архимедовское - «Эврика!».

- Ваше первое шахматное воспоминание?

Кроме того, как познакомился с шахматами? Помню, что на меня большое впечатление произвела в детстве книжка Зака и Другалевского «Отдать, чтобы найти». В ней были собраны красивые партии чемпионов мира и сильнейших мастеров разного периода времени, с красивыми иллюстрациями. В своих детских партиях пытался копировать их игру, но не очень получалось.

- Что для вас важнее: красивая ничья, или "корявая" победа?

Конечно же — победа!

vasa:
- Какой ход, сделанный вами за карьеру, Вы считаете самым-пресамым?



Я вообще-то больше люблю «корявые» победы  Но, пожалуй, позиционная жертва качества 18...Лxе3 против Илюшина, в партии в которой фактически решалась судьба первого места на Чемпионате Мира до 18 лет, запомнилась больше всего.

Jazzman: Какая, по Вашему мнению, самая яркая комбинация в Вашей практике?

Из своей практики запомнилась партия чёрными с Топаловым в Софии в 2006 году. Я стоял выигранно: был в предвкушении победы, как вдруг пропустил страшную комбинацию, расчищающую диагональ для слона, с заключительным тихим ходом 33.d4 - после чего я уже ничего не могу сделать. Он, правда, эту идею тоже не сразу заметил и осуществил её не совсем точно. Но всё равно, не часто в современных реалиях можно зевнуть или провести такую комбинацию.



33.d4!!

- Какая партия, сыгранная другими шахматистами, оказала на Вас наибольшее влияние или послужила источником вдохновения для Вас? 

Самые яркие впечатления у меня почему-то были в детстве. То ли детский мозг чуть по-другому устроен, то ли я стал более критически подходить к своему творчеству и творчеству своих коллег, но сейчас меня не так легко впечатлить. Если вспоминать, то на меня произвела большое впечатление партия Шпильман — Штольц из их матча 1930 года. Сейчас, наверное, любой любитель может включить «калькулятор», найти кучу ошибок и будет прав. Но тогда, после просмотра таких партий, мне самому хотелось играть в шахматы.

korsar274: Здравствуйте, Руслан Олегович! Был впечатлен, когда прочитал интервью после Кубка Мира, что Вы заранее купили билет именно на этот день. Вы с самого начала планировали дойти до финала? Это был грубый расчет турнирной ситуации?! Или же, все-таки, некое самовнушительное действие, психологическая атака самого себя? 

Да, действительно, покупая билет в Ханты-Мансийск, я сразу купил билет и обратно. Но поверьте, и в мыслях не было таким вот образом запугивать своих соперников. Тут, скорее, журналисты, опубликовавшие моё интервью, добавили больше красок в текст. Они часто любят что-то горяченькое

А тут ещё такая курьезная ситуация случилась во время 1-й партии моего финального матча с Гельфандом. Он сделал ход и куда-то вышел. Я быстро ответил и тоже отошел от доски, попить водички. В этот момент, так уж совпало, что и судьи тоже куда-то отлучились, и зрителей в зале совсем не было — пустота! Как по мне, очень удручающее зрелище для шахмат sad Как после этого журналистам не захочется оживить атмосферу хотя бы вот такими интервью?

Вроде бы ФИДЕ в следующий раз опять грозится провести Кубок Мира в Ханты-Мансийске. Уважаемые любители шахмат, приезжайте пожалуйста поболеть за красивую, бескомпромиссную игру!

- Входит ли в Ваши планы претендовать на титул чемпиона мира? 

К сожалению, мне не удалось обыграть в блице Бориса Гельфанда и пробиться в претендентские матчи через Кубок Мира. А в серию Гран-При ФИДЕ, которая давала сначала одно, потом два, а сейчас, так уж получилось, и три места в кандидатских матчах, я по непонятным причинам не был включен. Я сыграл только в последнем этапе в Астрахани, заменив Ароняна. Так что буду ждать следующего цикла и обязательно буду бороться!

didac: Как бы Вы оценили Ваши шансы снова стать чемпионом мира? 

50 на 50. Либо стану, либо нет  Но если более серьёзно, то чтобы снова стать чемпионом мира, надо серьёзно работать. А более конкретные планы можно будет строить, когда стартует следующий цикл розыгрыша первенства мира. Сейчас я больше концентрируюсь на турнирах, в которых предстоит вытупать. Ну и на повышении собственного мастерства.

Пофигист: Руслан, желаю Вам удачи в наступающем году! Вопросы: Сложилось впечатление, что у многих шахматистов нет профессионально продуманного соревновательного графика.
- Как Вы пытаетесь справляться с этой задачей?


В шахматном календаре есть официальные соревнования, проводимые ФИДЕ или ЕШС, и есть частные традиционные турниры. Проведение первых во многом зависит от функционеров. К сожалению, порой сроки проведения переносятся или изменяются по ходу дела, и это ломает график. Частные турниры обычно намного лучше организованы, но участие в них больше зависит от симпатий организаторов: кого они в данный момент хотят видеть в своём турнире. Но в любом случае сейчас я начинаю планировать подготовку, проводить целенаправленные тренировочные сборы только после подписания всех контрактов, когда уже есть полная ясность во взаимоотношениях.

Valchess: Вы так стремительно ворвались в шахматную элиту, что как-то проскочили фазу «подающего надежды молодого шахматиста»: были одним из сильнейших юниоров – и сразу стали «взрослым» чемпионом. Не считаете ли Вы, что такая стремительность сыграла где-то на длинной дистанции против Вас, т.к. Вы не успели «заматереть» (в человеческом или, может, организационном смысле), и некоторое снижение Ваших успехов после начального взлета было связано с необходимостью встать на твердую почву в жизни - как обыденной с ее мирскими проблемами, так и шахматной – в плане выстраивания наиболее органичного для Вас тренировочного процесса, команды и т.п.?
- Кстати, о «команде». Не раз встречал мнение, что проблемы, которые у Вас возникли в период после выигрыша чемпионата мира (матч с Каспаровым, публичные конфликты с ФИДЕ, с собственной федерацией, с организаторами некоторых турниров), были связаны в некоторой степени и с тем, что в Вашей тогдашней команде (кто там был? Данаилов с Топаловым, Комаров, Голубев, адвокат Гинзбург – это те, что мне известны, хотя могу ошибаться) были люди, преследовавшие больше собственные цели, а не исходившие из Ваших интересов (а Вы, будучи еще молодым-неопытным, не могли им противостоять). Есть ли в этом правда или это просто слухи, и Вы на самом деле работой той команды остаетесь довольны?
- А есть ли у Вас более-менее сложившаяся «команда» сейчас?


Я в возрасте 10-ти лет переехал из Горловки в Краматорск и долгие годы мог концентрироваться непосредственно на самих шахматах. Организационные проблемы решались благодаря энергии Михаила Никитовича Пономарева. Я их даже не замечал, так как всегда мог положиться на него. К сожалению, в 2003 году случилось большое горе: в результате инсульта его очень рано не стало. Как это порой бывает, в результате потери одного человека начинает постепенно рушиться вся система. Так и созданная Михаилом Никитовичем знаменитая Краматорская школа им. А.В. Момота начала распадаться, многие таланты разъехались, а новые перестали появляться.

Так вот, после смерти Михаила Никитовича надо было продолжать готовиться к матчу с Каспаровым. Опыта таких матчей у меня ещё в жизни не было. Были более короткие матчи с Корчным и Иванчуком, но это не совсем то. Но я всегда руководствовался принципом, что важные решения необходимо принимать самостоятельно. Пусть и не имеешь достаточно жизненного опыта. Кстати, этот слоган даже использовали в рекламе Мемориала Таля 2009. Тем не менее, думаю, что для подготовки к матчу на тот момент удалось сделать почти всё, что было в моих силах. Жаль, что сам матч в итоге не состоялся. Но это уже другая история. Я постараюсь рассказать об этом больше в другой теме.

Сейчас я уже, конечно, сформировавшийся шахматист, и у меня нет таких проблем, как были в детстве: купить ноутбук, шахматную литературу или найти деньги для поездок на соревнования. Но и содержать постоянно команду, как для матча на первенство мира, позволить себе не могу. Когда это будет действительно необходимо, то буду думать. Опыта в этом вопросе у меня уж точно больше, чем раньше.

В 2010 году, я считаю, плодотворно поработал вместе со своими друзьями по украинской сборной Сашей Моисеенко и Захаром Ефименко. Думаю, такая совместная работа тоже идёт им на пользу. Захар впервые в своей карьере преодолел отметку 2700, и все мы в составе сборной Украины стали олимпийскими чемпионами.

Max Euwe Centrum

3. Шахматисты

vasa:
- Творчество какого чемпиона мира Вы считаете наиболее близким себе? 

Наверное, творчество Смыслова и Карпова. Меня всегда привлекала ясность и гармония в позиции.

- С кем из почивших великих Вам хотелось бы сыграть?

С Каспаровым

- Кто из классиков начала XX-го века смог бы оказать сопротивление нынешней элите, если дать им изучить современную теорию?

Боюсь, пока ещё не изобрели шахматную программу, способную в точности имитировать игру шахматистов прошлого, то могу ответить на этот вопрос только чисто гипотетически. Кроме чемпионов мира – возможно, Тартаковер, Рети, Шпильман... и этот список можно долго продолжать. Современная теория, между прочим, тоже не стоит на месте: сыграв один турнир, необходимо опять генерировать новые идеи, чтобы не остаться позади. А возможно, одного знания этой современной теории и недостаточно. Как проверить?

Валентин: Уважаемый Руслан Олегович ! Вы, как чемпион-2002, наверняка должны знать, чем чемпионы мира сегодня отличаются от Ботвинника, Таля. А чем от Стейница или Ласкера? 

Все мы выросли на творчестве чемпионов мира, впитали всё самое лучшее от них и этот процесс постоянен. Очень хорошие книги «Мои великие предшественники» написал Каспаров – по ним можно проследить за прогрессом шахматной мысли. Можно сказать, что каждый чемпион мира брал лучшее от предшественника и привносил в шахматы что-то своё. Если говорить очень упрощенно, то Ласкер это психология. Ботвинник это основы профессиональной подготовки... Ананд, наверное, это шахматная универсальность, как в дебютах, так и в характере позиций. Если с Крамником он навязывал сложные тактические шахматы, то с Топаловым уже предпочитал более спокойную позиционную борьбу.

Про себя самого как-то нескромно говорить, но мне кажется, что в матче с Иванчуком я добавил такой элемент, как игра до конца, изыскивание шансов даже в такой позиции, когда, казалось бы, уже нет ресурсов для борьбы. Мой соперник жаловался, что мои партии чересчур затяжные, и где-нибудь в Линаресе люди сдаются или соглашаются на ничью гораздо раньше. А потом сам так стал играть!

Fireblade:  Каждый шахматист имеет «заклятого противника»... Кто Ваш? [CiT]

Почему-то худшие результаты у меня с Анандом.

Валентин: Ваши впечатления от матча на первенство мира Ананд – Топалов? Были ли партии, которые Вам понравились? 

Пожалуй, это был один из лучших матчей на первенство мира и по качеству, и по накалу борьбы. В нём не было проходных партий. Ананд, конечно, голова! Смог показать такую игру на территории соперника при таком психологическом прессинге. Но и Топалов молодец. Всё-таки, шахматы - игра двух людей, и хорошие партии создаются именно когда оба играют хорошо и интересно.

didac:  Кем из современных шахматистов Вы восхищаетесь больше всего? 

Наверное, игра Магнуса Карлсена мне симпатичнее больше всего. Конечно, он тоже человек: совершает немало ошибок и в последнее время проиграл немало партий. Но то, как он борется, считает варианты, находит возможности в сложных ситуациях – вот это очень подкупает.

Armenia:
- Кто, по Вашему мнению, будет следующим чемпион мира?

Возможно Аронян. По крайней мере, он довольно хорошо играет в турнирах против Ананда. Но для начала ему надо пройти через сложный отбор претендентских матчей в Казани. Это спорт, а он всегда непредсказуемый: иначе было бы не интересно проводить соревнования.

- Что Вы думаете об Ароняне и какие у Вас с ним отношения?

Первый раз наши шахматные пути пересеклись в 1994 году в Венгрии на чемпионате мира до 12 лет. Он тогда обыграл всех и занял первое место. Но потом он долгое время находился в тени, и вряд ли его относили, как сейчас очень модно, к "молодым и талантливым" шахматистам, хотя он безусловно таким являлся. Не знаю какая у него была в тот момент поддержка в Армении, но как мне кажется, переезд в Германию пошел ему на пользу. Он стал играть более стабильно, что ли, и уравновешенно. 2005 год он провёл блестяще: в частности выиграл у меня в финале Кубка Мира в Ханты-Мансийске, после чего о нём снова всерьёз заговорили и стали приглашать в самые сильные турниры.

Valchess:
- Кого из молодых (Каруана, Со, Непомнящий, Гири, Сюгиров, еще кто-то?) Вы считаете самым перспективным? Самым интересным как шахматиста?

Я, конечно, смотрю партии всех упомянутых шахматистов, со многими играл, и совсем недавно. Мне кажется, не так уж важно, кто «считается» более перспективным. Например, еще недавно Раджабов считался супер-талантом, а Гашимов так сильно не выделялся. И что с того? В любом случае надо много работать, чтобы чего-то добиться, а не остаться на всю жизнь вечно перспективным и подающим надежды.

А вообще из молодых мне интересно творчество Захара Ефименко, Антона Коробова, Александра Арещенко, Юры Кузубова. Я просто этих ребят знаю лучше, так как они из Украины, и я много общался с ними. У каждого из них есть свой интересный взгляд на шахматы.

Пофигист: Есть ли у Нижника или кого-то еще из юных украинских надежд потенциал и шансы составить в будущем конкуренцию сильнейшим шахматистам мира? 

Одного потенциала и таланта мало, чтобы расти и совершенствоваться. Тот же Карякин переехал в Россию, прежде всего чтобы иметь постоянных профессиональных тренеров. Сейчас, насколько знаю, такая проблема есть у Ильи Нижника: потенциал у него, конечно, есть, но он больше занимается сам с компьютером - по моим сведениям, Баклан не является таким постоянным тренером. В том же Вейк-ан-Зее, Илья был один с мамой. Но о своих проблемах Илья сам лучше расскажет – кстати, недавно на sport.oboz.ua была его пресс-конференция вместе с Бакланом и президентом Киевской шахматной федерации П. Куфтыревым.

vasa: Как Вы оцениваете интеллектуальный уровень современных профессиональных шахматистов. Правда ли, что шахматы развивают интеллект? 

Насколько знаю, целенаправленный тест на IQ среди шахматистов не проводился. Но в целом считаю, что шахматы позитивно влияют на любого человека. Главное только ими не злоупотреблять.

Gym

4. Шахматная политика

ccf-m: Кто, по Вашему, был бы лучше как президент ФИДЕ - Илюмжинов или Карпов?

Вообще-то сравнивать, кто лучше, можно только гипотетически. Илюмжинов был президентом, а Карпов пока что нет. Каков Карпов, как президент ФИДЕ, можно было бы судить по его работе. А более конкретный ответ – чуть ниже.

phisey: Кого Вы хотели видеть в роли Президента ФИДЕ - Илюмжинова или Карпова? И почему?

На последних выборах президента ФИДЕ в 2010 году в Ханты-Мансийске я хотел, чтобы победил Анатолий Карпов. Украина голосовала за его кандидатуру, и я как член исполкома украинской шахматной федерации, поддерживал это решение. Мне кажется, что Илюмжинов за долгие годы своего президенства сделал для шахмат всё, что было в его силах, и сейчас вряд ли сможет сделать больше. К тому же он перестал быть президентом Калмыкии, а значит у него стало меньше возможностей.

С Карповым же в шахматах, быть может, и произошли бы позитивные перемены. Тем не менее, на следующие четыре года вновь был избран Кирсан Илюмжинов. И я готов продолжать работать с ним и с ФИДЕ, если это принесёт пользу шахматам.

Fphisey: Руслан, я слышал, что в свое время Кирсан Илюмжинов предлагал Вам переехать в Элисту. Почему отказались? Не жалеете ли о принятом решении? 

Да, действительно такие предложения были. Кажется в 1996 или начале 1997 года, сейчас точной даты и не вспомню, я приезжал со своим тренером в Элисту. Помню, играл вслепую с братом Кирсана Николаевича, а также несколько тренировочных партий с местным молодым шахматистом Баатром Шовуновым.

Я тогда в возрасте 12 лет стал чемпионом Европы до 18 лет. Но в Украине была сложная экономическая ситуация, государство особо не помогало молодым спортсменам: у меня не было даже компьютера для подготовки, да и для поездок на соревнования было непросто находить средства. Поэтому и возникали такие контакты: Кирсан Николаевич тогда только был избран президентом ФИДЕ, работал энергично, да и Краматорск от Калмыкии не так далеко расположен.

Почему не переехал? Наверное, вмешался случай. В марте 1997 г. мы с тренером возвращались домой с турнира в Испании. В самолёте познакомились с Владимиром Федоровичем Авраменко, директором кондитерской фабрики «АВК». Он и стал помогать в подготовке и с поездками на соревнования. Позже, кажется, кондитерская фабрика даже стала выпускать конфеты «Ход Королевы» Так что я доволен, что в итоге смог реализоваться в Украине. В эмиграции всё-таки невозможно до конца стать своим.

phisey:
- В Украине относительно недавно поменялась шахматная власть. Чувствуются уже какие то изменения?

Пока вот стали во второй раз в своей истории олимпийскими чемпионами  Федерация рассчиталась со всеми старыми долгами перед ФИДЕ, переехала в новое помещение в центре Киева. В июне 2011 планируется провести мужской чемпионат Украины с нормальным прнизовым фондом. Изменения, наверное, не очень большие. Но Москва тоже не сразу строилась

- Ваше участие в национальной сборной связано с успехами новой власти? 

Виктор Владимирович Капустин был избран новым президентом федерации в мае 2010, а олимпиада в Ханты-Мансийске начиналась в сентябре. Времени, на самом деле, было довольно мало. Но я видел, что новый президент действительно пытается что-то делать для шахмат, и мы пошли навстречу друг другу. Так спустя 6 лет я снова сыграл на Олимпиаде, и мы снова стали чемпионами smiley

IvTK: Руслан, как часто пытались Вас переманить шахматные федерации других стран? Ни для кого не секрет, что многие украинские гроссмейтеры и мастера выезжают за границу.

Да действительно, спрос на украинских гроссмейстеров во всём мире довольно высок. Кроме упоминавшегося ранее возможного переезда в Элисту, у меня были серьёзные предложения с переездом в Испанию. Но я рад, что мне удалось добиться серьёзных успехов в шахматах и без этого.

phisey:
- Недавно проходил матч-турнир четырех клубных команд в Украине. Баадур Джобава говорит, что Вы и Паша Эльянов, рейтинг-фавориты этого соревнования, подошли к турниру не в лучшей физической форме. Но обсчета рейтинга этого турнира не было. Если бы турнир обсчитывался, стали бы Вы в нем участвовать?

Наверное, Баадур немного поскромничал Он просто набрал в Харькове 3 из 3 на первой доске и всё. А кто в какой физической форме был, не так уж важно. Джобава сам довольно сильный шахматист с рейтингом за 2700. В частности, на Олимпиаде (где рейтинг вполне обсчитывался) обыграл Карлсена.

Что касается моей игры: не могу сказать, что играл небрежно из-за того, что турнир был не рейтинговый. В том же Харькове я как-то набрал 4,5 из 5 против Павла Эльянова. Но, наверное, в быстрые шахматы, блиц, вслепую люди могут позволить себе играть более раскрепощенно и агрессивно, чем, скажем, в чемпионате мира.

P k saha: 
- Ваше мнение о системе рейтингов Эло вообще. Защищена ли эта система от злоупотреблений? 

Мне кажется, система рейтингов нужна. Также мне кажется, что нынешняя система подсчёта рейтинга нуждается в улучшении, большей адаптации к современным реалиям. В принципе, это постоянно и происходит: сейчас стали считать рейтинг чаще, округлять результаты не до 5, а до 1. Теперь за победу над сильно уступающим соперником дается меньше очков рейтинга, чем раньше. Только изменения надо вносить осторожно, после консультаций с профессионалами, чтобы не нанести больше вреда.

- Чемпион мира отказался принять участие в Олимпиаде чтобы не терять рейтинговых очков. В таком случае, в чем вообще смысл рейтинга Эло, если его можно сохранить на достигнутом уровне, избегая участия в соревнованиях? 

Не думаю, что истинной причиной отказа Ананда принять участие в Олимпиаде была боязнь потерять рейтинг. По крайней мере, я за ним такой боязни не замечал в других турнирах. Но полностью согласен, что это не совсем правильно, что в шахматах, в отличие, например, от тенниса, можно сохранять рейтинг достаточно долго, не играя в соревнованиях.

Ещё более несправедливо, когда на основании рейтинга в произвольный момент времени решается, кто будет участвовать в розыгрыше чемпионата мира. Например, тот же Иванчук, который стабильно имеет высокий рейтинг, но иногда может играть неудачно: он что, должен прекратить выступления только для того, чтобы зафиксировать рейтинг и попасть в будущий розыгрыш?

Jazzman: У нас с другом недавно развернулся спор. Он утверждает, что шахматисты 2700 и выше очень обеспеченные люди. Так ли это?

Сейчас, в связи с инфляцией рейтинга, 2700 уже немного не та величина, что раньше, и брать, наверное, надо планку 2750 и выше. Что касается заработков, то если вы хотите стать очень богатым человеком, лучше скорее всего пойти в другую сферу деятельности. Но если вы любите шахматы, и вам за это ещё и платят, то почему бы и нет?  «Очень обеспеченными» я большинство топ-шахматистов не считаю. Хотя, может быть, мы по-разному понимаем, что это означает и чем отличается от «очень богатый»?

Trip


Немає коментарів:

Дописати коментар