Інтерв'ю з Олімпійською чемпіонкою по шахах Алісою Галлямовою

Олімпійська чемпіонка з шахів Аліса Галлямова(а за сумісництвом колишня дружина Іванчука) нещодавно виграла Чемпіонат Росії серед жінок розповідає, про перевагу чоловіків над жінками в шахах, про розчарування у виборах президента ФІДЕ і про те, що захоплюється Олександрою Костенюк. Матеріал подається мовою оригіналу повна версія на GZT.RU

Насколько тяжело вам далась победа в чемпионате России, ведь конкуренция была очень серьезная?
Любая победа дается нелегко, но для меня это в первую очередь было неожиданностью, потому что я в прошлом году выиграла, а два раза подряд очень сложно побеждать, тем более что состав в этом году был самый сильный. В середине турнира я проиграла две партии подряд, после чего успокоилась и расслабилась. Может быть, это мне помогло. Примерно за три тура до конца, когда я начала лидировать, подумала: может быть, если повезет, я в очередной раз выиграю турнир. Так и произошло.

Вы совсем недавно и Олимпиаду выиграли. Превосходство россиянок над остальным миром безоговорочно?

Раз мы выиграли, можно сказать, что да. Хотя нам было очень непросто, потому что нам противостояли традиционно сильные грузинки, украинки, китаянки. Но последнее время мы постоянно их обыгрываем, поэтому мы сейчас всех превосходим.

Наши мужские сборные выступали на Олимпиаде сильнейшим составом и заявляли, что выиграют, а в результате проиграли украинцам. Как думаете, что им помешало?

Мне сложно давать им оценку. Действительно, команда была очень сильная, были большие шансы на победу, но и психологическая нагрузка была велика. Наверное, им не повезло, ведь для победы нужно, чтобы звезды сложились, все совпало. Когда много равных команд, исход часто зависит от удачи. Думаю, они перенервничали из-за того, что давно не выигрывали Олимпиаду, а тут играли в России, и вроде как надо было побеждать. Ответственность давила на них.
То есть мужчины у нас титулованные, а побеждают женщины…
Да, это так. Но женщины у нас тоже титулованные, просто менее раскрученные. Про нас почему-то меньше пишут, а на деле мы оказались сильнее и доказали это результатами. Но в принципе мужские и женские шахматы невозможно сравнить, это совершенно разные вещи.
Но ведь венгерская шахматистка Юдит Полгар играет только с мужчинами, с женщинами ей неинтересно. Выходит, что женщины могут конкурировать с мужчинами?
Она просто уникальная спортсменка, плюс у нее семейные традиции. А вообще женщины могут играть с мужчинами, но конкурировать— нет. Это разные вещи, и тут нет ничего обидного. Не надо говорить, что мы глупее, мы просто другие, мы не можем играть так же сильно, как мужчины. Они живут шахматами, занимаются ими практически 24 часа в сутки, делают перерыв только на сон. А у женщин много и других забот, мы не можем так подолгу сидеть за шахматной доской. Кроме того, мужчины могут самостоятельно работать, а женщинам нужен тренер или какая-то поддержка. Мужчины начали играть в шахматы намного раньше, чем женщины. Количество, видимо, перешло в качество. Чтобы хоть как-то конкурировать с мужчинами, женщинам нужно жить шахматами и больше ничего в жизни не видеть, а это очень сложно.
А женщины могут конкурировать с Полгар?
Женские турниры она не играет, поэтому мне сложно сказать, сможет ли у нее сейчас кто-то из женщин выиграть. Раньше я и сама с ней играла, когда выступала еще за сборную СССР. Это была моя первая шахматная Олимпиада. А сейчас она не просто побеждает мужчин, но побеждает их красиво. Она, конечно, молодец, потрясающая шахматистка.
Между Кирсаном Илюмжиновым и Анатолием Карповым разгорелась война на выборах президента ФИДЕ, которую выиграл Илюмжинов. Вы кого поддерживали?
Я очень хотела, чтобы президентом стал Карпов. Потому что я вижу, что за те 15 лет, что Илюмжинов был у руля ФИДЕ, никаких положительных перемен не произошло, становится все только хуже. Насколько шахматы были популярны в свое время и на каком месте они сейчас находятся— это небо и земля. И мне это очень обидно, я думала, что все-таки произойдет смена руководства, которая приведет к положительным изменениям.
Выборы действительно прошли с нарушениями?
Мне просто смешно говорить об этом. Сама система выборов абсурдна. Как могут иметь одинаковое количество голосов такие страны, как Россия, Америка, Испания, Германия и какие-нибудь острова? Это, мягко говоря, очень странно. Илюмжинов, как обычно, победил за счет так называемых стран третьего мира, где очень мало шахматистов играет. Так не должно быть. Очень жалко, но все осталось по-прежнему.
Президентом Европейского шахматного союза стал Сильвио Данаилов. Как вам эта кандидатура?
Из трех кандидатов, которые были представлены, я бы ему отдала предпочтение, так что, можно сказать, я довольна. Но вообще Европейский континент меня не слишком волнует.
Данаилов не жалует Илюмжинова. Как думаете, между ФИДЕ и Европейским союзом может начаться война?
Об этом я не слышала. Видимо, что-то пропустила, играя в шахматы. Ну к Илюмжинову не только у него претензии. Но поскольку Илюмжинов поддерживал турецкого представителя, то, естественно, у Данаилова не может быть большой любви к Илюмжинову, хотя бы из этих соображений, не говоря о других каких-то. По поводу их войны мне ничего не известно. По большому счету мне все равно, кто какие посты занимает. Я знаю свое дело, играю в шахматы на тех турнирах, на которых хочу, и, слава богу, они не могут на них влиять.
Веселин Топалов и Магнус Карлсен отказывались играть турниры в России, считая, что слишком много соревнований проходит в одной стране, и проводятся они не очень честно. У них есть основания для недовольства?
Карлсен не против России, он против ФИДЕ, потому что творится полная неразбериха, сегодня они говорят одно, завтра— другое. Не соблюдаются контракты, договора, регламенты, все срывается. Он выступал за какой-то порядок. А в России он с удовольствием играет. Чемпионат мира действительно безобразно организуется. Карлсен занимает первое место в рейтинге, поэтому не хочет молчать, стремится внести свою лепту, хоть что-то изменить в шахматах.
Сейчас в шахматах проводятся матчи-шоу в различных необычных условиях. Вы в таких встречах участвуете?
Любое шоу— это хорошо. Вот сейчас прошел чемпионат России, это почти как шоу, поэтому получается, что иногда участвую (смеется). А серьезно, если будут приглашать, обязательно поучаствую. Считаю, что такие мероприятия нужно чаще проводить.
Александра Костенюк, к примеру, играла в шахматы где-то на вулкане. Кто организует подобные матчи?
Она просто молодец. Я приветствую все, что она делает. Она единственная женщина-шахматист, которая так рекламирует шахматы. Хорошо, что она это делает. Та же Полгар могла бы больше сделать для шахмат, а она не рекламирует ни себя, ни шахматы. А Саша сама занимается организацией этих турниров с помощью своего мужа. Это ее личная инициатива, а ей никто практически не помогает. Она мне жаловалась, что два года назад выиграла чемпионат мира, но никакой поддержки не получила. Сейчас сменилось руководство Федерации российской, может, что-то поменяется.

Немає коментарів:

Дописати коментар